Все о тюнинге авто

Право убежища: понятие, элементы и основания предоставления. Право убежища: понятие, виды Предоставление П.у. означает

Международно-правовые нормы закреплены Всеобщей декларацией прав человека и Декларацией ООН о территориальном убежище 1967 г. Всеобщая декларация закрепила право каждого искать в других странах убежище от преследований и пользоваться этим убежищем. Европейская Конвенция о территориальном убежище 1977 года

Убежище - специальный международно-правовой институт, который заключается в оказании покровительства государством лицу, вынужденному покинуть страну своего гражданства или пребывания. Элементы, составляющие этот институт, таковы:
- гарантии безопасности лица;

Невыдача и невысылка его в страну, где лицо может подвергнуться преследованию;
- предоставление лицу основных прав и свобод человека.

Право убежища – предоставление политическому эмигранту права безопасного проживания в иностранном государстве при гарантии ему демократических прав человека и основных свобод со стороны государства-убежища. Основные черты: предоставление его только политическим эмигрантам, право безопасности проживания эмигрантов (т. Е. Невыдача и невысылка их), предоставление им демократических прав человека и основных свобод. Вместе с тем, на наш взгляд, в приведенное определение следует внести некоторые уточнения. Под политическим эмигрантом следует понимать лицо, которое подвергается или имеет основание считать, что будет подвергаться преследованию в отечественном государстве или государстве своего постоянного местожительства за свои прогрессивные политические убеждения и деятельность, направленную на защиту свободы и демократии или на осуществление политических или общественных преобразований в этом направлении.

Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. П.

Территориальное убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Дипломатическое убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.

Предоставление убежища - это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.

Основания и процедура (судебная, административная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутреннего законодательства государства. В отечественной практике для определения лиц, получивших политическое убежище, употребляется термин "политические эмигранты".

Право искать и пользоваться убежищем не признается за лицом, в отношении которого имеются серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, как они определяются в международных документах.

Нередко на политическое убежище претендует лицо, которое в государстве, им оставленном, считается политическим преступником. В связи с этим возникает вопрос о том, кому принадлежит право оценки, является ли данное лицо политическим преступником или не является, может ли оно вообще претендовать на получение политического убежища. Здесь часто возникают конфликтные ситуации. Принцип, который закреплен в Декларации о территориальном убежище, сводится к тому, что в конечном счете данный вопрос решает государство, предоставляющее убежище.

Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализовался в государстве, предоставившем ему убежище. В последнем случае это государство может сохранить за ним те или иные льготы, которые оно предоставляет лицам, получившим на его территории убежище.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получив­шее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству го­сударства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголов­ных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертиро­вавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

Статус беженцев. Стандартное международно-правовое определение «беженец» содержится прежде всего в Конвенции 1951 года о статусе беженцев и включает в себя следующие принципиальные

Беженец – лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает ей пользоваться вследствие таких опасений.

Компоненты:
- нахождение вне пределов своей страны;

Отсутствие защиты со стороны своего государства;

Обоснованное опасение человека за свою жизнь, свободу и безопасность

Наличие или возможность преследования по признаку расы, религии, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;

Невозможность или нежелание, вследствие указанных причин, вернуться в свою страну

В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совер­шении:

Преступления против мира, военного преступления или преступ­ления против человечности;

Тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;

Деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.

Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязу­ются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчи­няться законодательству страны своего места нахождения. Государ­ства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благо­приятного положения).

Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, ав­торские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и рабо­тать по найму и другие права.

Государства выезда обязались:

Осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и меж­национальных конфликтов, предоставляя возможность для его бес­препятственного добровольного выезда на территорию одной из сто­рон Соглашения;

Обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуиру­ющихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общест­венного порядка во время эвакуации;

Решать вопросы финансового, материально-технического, продо­вольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуи­рующихся.

Государство, предоставившее убежище, берет на себя обязатель­ства:

Обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в мес­тах их временного размещения необходимые социально-бытовые ус­ловия;

Оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждом из государств-участников законодательством о занятости населения.

Содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истре­бовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельств о браке, рождении, трудо­вых книжек и других документов, необходимых для решения вопро­сов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, вы­езда за границу и т.д.

Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным пере­селенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его терри­тории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяют­ся по расценкам государства выезда.

63. Право международных договоров: понятие и источники.

Международные договоры образуют правовую основу межгосу­дарственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и сво­бод человека, в обеспечении законных интересов государств и других субъектов международного права.

Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Политическое убежище – это предоставление государством лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым он подвергся в стране своего гражданства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность. Согласно ст. 14 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».

Выделяют территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Дипломатическое убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В международном праве запрещается предоставление дипломатического убежища. Основание и порядок предоставления политического убежища тем или иным лицам зависят от внутреннего законодательства государства, предоставляющего политическое убежище. Государство может отказать в предоставлении убежища.

В случае предоставления политического убежища государство обязано не выдавать лицо, получившее политическое убежище. Лица, получившие политическое убежище, имеют на территории данного государства статус иностранцев, если им предоставлено гражданство данного государства. Государство, предоставившее какому-либо лицу политическое убежище, приобретает право на оказание правовой защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом, несет ответственность за его деятельность. Согласно положениям ст. 4 Декларации о территориальном убежище «государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций». Нормы международного права закрепляют право государства предоставлять определенным лицам политическое убежище и устанавливают обязанность других государств уважать данное право. Действие политического убежища прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили лицо искать убежище, или если лицо получило гражданство государства, предоставившего ему политическое убежище. В международном праве сложилось правило – убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.

В международном праве закреплено право убежища. В соответ­ствии со статьей 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не мо­жет быть использовано в случае преследования, в действительно­сти основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Следова­тельно, право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этни­ческим мотивам, является одним из важных суверенных прав го­сударства.

Различают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище - это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории иностранного государства. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территори­альном убежище. В соответствии с этой Декларацией убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление сво­его суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении кото­рого существуют серьезные основания полагать, что оно соверши­ло преступление против мира, военное преступление или преступ­ление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений. Оценка оснований для предос­тавления убежища лежит на предоставляющем это убежище госу­дарстве.

Дипломатическое убежище - это убежище на территории по­сольства, консульства, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Законодательство не­которых стран, а также ряд двусторонних договоров не признают дипломатическое убежище. Отношение всех стран мира к дипло­матическому убежищу условно можно разделить на три группы:

а) государства, которые не признают и не практикуют его (большинство стран мира);

б) государства, которые не допускают дипломатического убе­жища на своей территории, но сами его предоставляют (Франция, США, Англия);

в) государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории (многие латиноамериканские страны на основании Гаванской кон­венции о дипломатическом убежище 1928 г.).

При этом следует иметь в виду, что помещения представитель­ства не должны использоваться в целях, не совместимых с функ­циями представительства (п. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипло­матических сношениях 1961 г.).

Современное международное право не содержит общепри­знанной нормы о предоставлении убежища на военных кораблях и самолетах. Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации командиру военного корабля запрещается предостав­лять на корабле убежище иностранным гражданам без разрешения на то командования и посла Российской Федерации. В случае по­ступления такой просьбы от иностранного гражданина командир военного корабля должен доложить об этом командованию и по­слу Российской Федерации и действовать по их указанию.

Предоставление политического убежища на территории воен­ных баз и военных лагерей является противоправным.

В международном праве растет число договорных, обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся, в част­ности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против че­ловечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы). Убежище предоставляется только в экстренных слу­чаях и только на период времени, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствую­щее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, полу­чившее убежище, не может быть выдано и получает право на за­щиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать дейст­вия, противоречащие общественной безопасности и законодатель­ству государства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуго­ловных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, де­зертировавшим из вооруженных сил государства, и военным пре­ступникам.

В соответствии со статьей 63 Конституции РФ Российская Фе­дерация предоставляет политическое убежище иностранным граж­данам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанны­ми нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за по­литические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осу­ществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Порядок предоставления Российской Федерацией политиче­ского убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определяется Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Прези­дента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.

В соответствии с данным Положением политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Рос­сийской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права. Российская Федерация предоставля­ет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую дея­тельность и убеждения, которые не противоречат демократиче­ским принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обра­тившегося с ходатайством о предоставлении политического убе­жища. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи ли­ца, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возрас­та, не требуется.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибы­тии на территорию России или с момента возникновения обстоя­тельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного ме­стожительства, обратиться лично в территориальный орган Феде­ральной миграционной службы МВД России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Фе­деральную миграционную службу МВД России.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией поли­тическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетель­ство установленного образца по месту обращения лица с ходатай­ством. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и сво­бодами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граж­дан и лиц без гражданства федеральным законом или междуна­родным договором Российской Федерации.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по во­просам гражданства при Президенте РФ по представлению Феде­ральной миграционной службы МВД России на основании заклю­чений Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего по­литическое убежище. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по сообра­жениям государственной безопасности, а также если это лицо за­нимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если оно совершило преступление и в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лишение политического убежища производится указом Президента РФ.

Предметным доказательством заявленной приверженности России добросовестному выполнению своих международных обя­зательств (в частности, в области прав человека) является вступле­ние в силу в 2007 г. федеральных законов «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Феде­рации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О право­вом положении иностранных граждан в Российской Федерации». По факту принятых законов была осуществлена рационализация внутригосударственного законодательства в части снятия искус­ственных препятствий для легализации иностранных граждан на территории России. В режиме общепризнанных мировых стандар­тов регистрационный учет стал осуществляться в уведомительном, а не в разрешительном порядке, причем как по месту временного проживания, так и по месту работы.

В МГП нет обязательного для государств, специального международно-правового акта, закрепляющего правила предоставления убежища и пользования им. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) также нет упоминания об указанном институте. В науке международного права существует два подхода в определении понятия «убежища». Одни ученые понимают этот институт как право государства предоставить убежище, другие - как право лица получить убежище. Существует и другое, весьма обоснованное определение понятия института убежища, объединяющее обе точки зрения. Так, A.M. Войцехович и Г.И. Тункин определяют институт убежища как неразрывное единство права государства предоставить политическое убежище в осуществление своих суверенных прав и права человека искать убежище в других странах. Однако Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), являющаяся рекомендательным актом, содержит общее указание, что «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем» (ст. 14). Подобный подход проявляется и в Декларации о территориальном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации. В названной Декларации о территориальном убежище (1967 г.) основанием для обращения лица и предоставлении ему убежища считается преследование за деятельность политического или подобного характера. Однако в соответствии с Декларацией государствам предоставляется право устанавливать основания для предоставления убежища самостоятельно. Убежище, которое предоставляется государствами в соответствии с нормами Декларации 1967 г., называется «политическим убежищем», или «территориальным убежищем». Оно предоставляется государством в силу своего суверенитета. Лицу, ищущему убежище, не может быть отказано в разрешении перехода границы оно не может быть выслано в страну, где возможна угроза преследования. Исключения допустимы по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения. Декларация 1967 г. перечисляет и случаи недопустимости предоставления убежища. К таковым относится преследование лица за совершение неполитического преступления или при совершении деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Это значит, что убежище не предоставляется лицу, совершившему действия, направленные на подрыв международного мира и безопасности, или совершившему деяния, нарушающие 10 основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, Декларации принципов (1970 г.) и Заключительном акте СБСЕ (1975 г.). Данный вид убежища (территориальный) признается многими государствами мира и находит развитие в национальном законодательстве.


Понятие территориального (политического) убежища строится на основе использования лицом территории государства в соответствии с его законодательством. В противовес территориальному убежищу на региональном уровне существует институт дипломатического убежища в соответствии с Конвенцией об убежище 1928 г., принятой на конференции американских государств. Под ним понимается предоставление лицу, преследуемому по политическим основаниям, укрытия в помещениях дипломатических представительств, консульских учреждений, на борту военного корабля или военно-воздушного судна, на территории военных баз и лагерей. Практика ведущих западных стран развивается в направлении все более широкого применения этого института. В настоящее время универсальных соглашений о дипломатическом убежище не существует. Многие государства мира исходят из необходимости предоставления не дипломатического убежища, а дипломатического укрытия, мотивируя это тем, что необходимо сохранить жизнь и здоровье лица, нуждающегося в защите. При этом они мотивируют свое решение внутригосударственным актом (США). Некоторые государства, не признавая дипломатическое убежище, однако, считают необходимым его применение в тех странах Латинской Америки, где указанный вид убежища предоставляется (Бельгия, Франция). Институт дипломатического убежища имеет место лишь в государствах Латинской Америки и неизвестен общему международному праву. Следует отметить, что он противоречит ч. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и ч. 2 ст. 55 Венской конвенции о консульских сношениях (1963 г.), согласно которым помещения представительств не должны использоваться в целях, не совместимых с их функциями.

Под правом политического убежища понимается право каждого человека, преследуемого в своем государстве по политическим мотивам, искать защиты от таких преследований на территории иностранного государства .

Данное право, характеризующее правовое положение личности, является объектом регулирования как национального, так и международного законодательства. Это связано с тем, что реализация права на убежище всегда затрагивает интересы, как минимум, двух государств: государства гражданства преследуемого лица и государства, на территории которого оно пытается укрыться. Международно-правовые аспекты права политического убежища регулируются источниками "мягкого" права: Всеобщей декларацией прав человека 1948 года и Декларацией о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года (принята Генеральной Ассамблеей ООН). Это означает, что в международном праве нет сколько-нибудь строгих императивных норм, обязывающих государства действовать при предоставлении убежища тем или иным образом

В соответствии со статьей 14 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Однако это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Характеризуя практику предоставления политического убежища различными государствами, можно выделить ряд общепризнанных принципов , в соответствии с которыми реализуется данный институт:

1)предоставление убежища является суверенным правом, а не обязанностью каждого государства;

2)предоставление убежища возможно только по ходатайству самого преследуемого лица и только в тех случаях, когда оно в своем государстве;

3)убежище предоставляется исключительно лицам, преследуемым в своих государствах по политическим мотивам;

4)противоправным является предоставление убежища лицам, совершившим международные или общеуголовные преступления;

5)государство, предоставившее убежище, принимает тем самым на себя определенные юридические обязательства перед преследуемым лицом.

Говоря о праве политического убежища, нельзя рассматривать его в качестве субъективного права того или иного индивида. Последний может лишь искать защиты, но не требовать ее обязательного предоставления. В противном случае этому праву должна была бы корреспондировать соответствующая обязанность каждого иностранного государства. Однако такой нормы (об обязанности предоставить убежище) нет в законодательстве ни одной страны. Предоставление убежища - это суверенное право государства , которым оно пользуется исключительно по своему усмотрению. В каждом конкретном случае вопрос решается согласно внутригосударственной процедуре, а окончательное решение всегда носит не столько юридический, сколько политический характер. Таким образом - право политического убежища - это не столько субъективное право индивида, сколько суверенное право государства.


Из данного принципа вытекает еще одно важное практическое следствие. Предоставление убежища не может рассматриваться государством гражданства данного лица как вмешательство в его внутренние дела, незаконное воспрепятствование осуществлению его юрисдикции или как иное нарушение международного права. Даже если государство считает, что у него есть все законные основания преследовать данное лицо (например, оно обвиняется в совершении общеуголовного преступления), такое государство обязано уважать право другой страны, предоставившей лицу возможность укрыться на своей территории.

Политическое убежище во всех случаях предоставляется по просьбе самого преследуемого лица. Если лицо фактически укрылось на территории иностранного государства, но при этом не обращалось с соответствующим заявлением в его компетентные органы, государство пребывания не вправе оказывать такому лицу какое-либо покровительство. Вместе с тем, в отдельных случаях намерение получить убежище может следовать из определенных действий преследуемого лица.

Как правило, государства отказывают в предоставлении политического убежища лицам, которые преследуются по политическим мотивам в государствах, иных, чем государства их гражданства или постоянного места жительства. В подобных случаях международная практика исходит из того, что преследуемое лицо должно сначала просить дипломатической помощи или искать защиты на территории своего государства. Само право убежища возникает лишь тогда, когда преследование лица осуществляется в его родной стране, и у него просто нет другого выхода, кроме обращения к другим субъектам мирового сообщества.

Другим обязательным условием предоставления политического убежища является преследование лица по политическим, а не каким-то иным мотивам. Современная международно-правовая доктрина исходит из максимально широкой трактовки политических мотивов. Так, считается, что лицо подвергается преследованию по политическим мотивам, если его права нарушаются в связи с политической деятельностью, убеждениями, взглядами, цветом кожи, национальной, этнической, партийной или религиозной принадлежностью, языком, социальным происхождением и т.д . На практике это дает основание просить политического убежища достаточно широкому кругу лиц.

С другой стороны, одних политических мотивов преследования недостаточно для предоставления преследуемому лицу убежища. Само преследование должно иметь характер серьезных нарушений или ограничений жизненно важных прав и свобод: права на жизнь, на личную неприкосновенность, свободы совести и др. Отдельные незначительные нарушения правового статуса личности не могут считаться достаточным основанием для предоставления убежища. Исходя из уже рассмотренного принципа, основанного на суверенном праве государства, каждая страна самостоятельно решает вопрос о том, преследуется ли обратившееся за защитой лицо по политическим мотивам и насколько серьезны масштабы соответствующих нарушений его прав.

С данным принципом тесно связан запрет на предоставление политического убежища лицам, совершившим международные или общеуголовные преступления. В большинстве случаев государства заключают международные соглашения, в которых предусматривают обязанность государства пребывания либо выдать преступника, либо осуществить в отношении него уголовное преследование. Соответствующие положения включаются как в двусторонние договоры о правовой помощи, так и в универсальные конвенции о борьбе с отдельными видами преступлений. Например, не могут считаться носящими политический характер преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, пиратство, угон воздушного судна и т.д.

На практике вопрос о квалификации противоправного деяния в качестве политического может представлять определенные трудности. Как правило, ни одно государство не соглашается с тем, что преследует своего гражданина по политическим мотивам и считает, что совершенное им деяние имеет общеуголовный характер. Особенно это касается так называемых "относительно политических " преступлений, которые представляют собой общеуголовные действия (убийства, уничтожение имущества, посягательства на нормальную деятельность государственной власти), совершаемые по политическим мотивам (см. п. 5 главы 18). В самом общем виде данная проблема решается следующим образом. Во-первых, каждое государство, решая вопрос о предоставлении лицу политического убежища, вправе самостоятельно квалифицировать его действия, в том числе в качестве политического правонарушения. Это означает, что предоставляющее убежище государство не связано оценкой соответствующего деяния, данной государством гражданства лица. Точно так же государство вправе не принимать во внимание национальное право другой страны, в рамках которого совершенное лицом деяние может расцениваться как общеуголовное. Например, в 2003 году Великобритания предоставила политическое убежище гражданину Российской Федерации А. Закаеву, который обвинялся Россией в организации и совершении террористических актов. Во-вторых, целый ряд международных соглашений возлагают на государства обязанность не считать политическими определенные виды правонарушений. К их числу, в частности, относятся все международные преступления и преступления международного характера.

Наконец, одним из принципов предоставления политического убежища является принятие соответствующим государством определенных обязательств перед преследуемым лицом . Основным из них является обязательство не выдавать его государству гражданства. Предоставляя убежище, каждая страна устанавливает свою юрисдикцию в отношении данного лица, вступает с ним в определенную политико-правовую связь. Оно не должно позволять другим государствам, включая государство гражданства, осуществлять в отношении такого лица свою юрисдикцию. Предоставление убежища автоматически означает, что лицо вправе рассчитывать на покровительство приютившего его государства. Указанная связь сходна с институтом гражданства, который характеризуется наличием взаимных прав и обязанностей как у государства, так и у индивида. Последний, в свою очередь, должен воздерживаться от любых действий, противоречащих международному праву, например - от разжигания межгосударственной неприязни, пропаганды войны, клеветы в адрес государства своего гражданства и т.д. Считается, что предоставившее убежище государство вправе оказывать преследуемому лицу так называемую "псевдодипломатическую помощь", то есть защищать его интересы за рубежом.

Предоставление политического убежища, по сути, представляет собой "изъятие" лица из-под юрисдикции государства его гражданства, ограничение его суверенитета. Ясно, что подобная практика не способствует улучшению межгосударственных отношений. В истории были случаи, когда институт политического убежища использовался как инструмент "холодной" войны, идеологического противостояния. С другой стороны, необходимость в соответствующем международно-правовом институте диктуется принципом всеобщего уважения прав и свобод человека. Особенно это касается случаев геноцида, апартеида, расовой или религиозной дискриминации. Когда такие действия являются частью масштабной государственной политики, право политического убежища - это единственная возможность защитить интересы личности.

Международная практика в области предоставления убежища достаточно противоречива. Так, в одних государствах убежище предоставляется любому лицу, получившему статус беженца. При этом причины, вынудившие его покинуть страну гражданства, могут быть различными: политические репрессии, притеснения, гражданская война, голод и др. В некоторых случаях основанием для предоставления политического убежища является сам факт гражданской принадлежности лица государству с тоталитарным режимом. Известно, например, что США предоставляли убежищу всем оказавшимся на их территории гражданам Кубы, априори считая их жертвами нарушения прав человека. Похожей практики придерживается Южная Корея в отношении граждан КНДР. Однако в большинстве государств все-таки принято различать статус таких категорий лиц, как беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица и лица, получившие убежище.

На практике право политического убежища реализуется в двух формах: в форме территориального убежища и в форме дипломатического убежища. Территориальное убежище предполагает возможность укрыться от преследования по политическим мотивам на территории иностранного государства, а дипломатическое - в помещении его посольства, консульства, в их транспортных средствах или на военных судах. Предоставление дипломатического убежища признается правомерным в некоторых государствах Латинской Америки. Однако в большинстве государств эта форма убежища не практикуется, так как противоречит положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. Конвенция, в частности, запрещает использовать дипломатические привилегии и иммунитеты в целях, несовместимых с функциями дипломатического представительства.

Как уже отмечалось, в каждом государстве предоставление политического убежища регулируется его внутренним правом. В Республике Казахстан действует Указ Президента "О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан" от 15 июля 1996 года. Этим указом утверждено одноименное Положение, регулирующее данный институт в республике.

Согласно Положению, политическое убежище в Республике Казахстан предоставляется иностранным гражданам, лицам без гражданства и членам их семей, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране гражданства или проживания за общественно-политическую деятельность, расовую или национальную принадлежность, за религиозные убеждения, а также в случаях нарушения прав человека, предусмотренных нормами международного права. Решение о предоставлении политического убежища или об отказе в предоставлении политического убежища принимается Президентом Республики Казахстан.

Политическое убежище в Республике Казахстан не предоставляется, если лицо:

1)преследуется за действия (или бездействие), признаваемые законодательством Республики Казахстан преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

2)привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда на территории Республики Казахстан;

3)проживало в третьей стране, где ему не грозило преследование;

4)предоставило заведомо ложные сведения;

5)имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, находящееся на территории Республики Казахстан и желающее получить политическое убежище, должно лично обратиться в компетентный орган (Агентство по миграции и демографии) или его территориальное подразделение с письменным ходатайством на имя Президента Республики Казахстан. Лицо, находящееся за пределами Республики Казахстан, подает такое ходатайство через дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Казахстан. При этом не требуется письменного согласия детей, не достигших 14-летнего возраста, на предоставленное им политического убежища. Ходатайствующий до решения вопроса о предоставлении политического убежища не реже двух раз в месяц отмечается в Агентстве по миграции и демографии или его территориальном подразделении, либо в дипломатическом представительстве (консульском учреждении) Республики Казахстан, по месту своего проживания.

В ходатайстве на имя Президента о предоставлении политического убежища в Республике Казахстан должны быть изложены основания предоставления убежища. К ходатайству прилагаются автобиография, фотографии, справка о состоянии здоровья, в том числе об исследовании на вирус иммунодефицита, а также другие документы, имеющие отношение к данному вопросу. Компетентный государственный орган запрашивает заключение Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан о целесообразности предоставления обратившемуся лицу политического убежища в Республике Казахстан. Оформленные материалы вместе с мотивированным заключением о возможности трудового, жилищного и иного обустройства направляются в Отдел гражданства Администрации Президента.

Срок рассмотрения материалов по ходатайству о предоставлении политического убежища не должен превышать трех месяцев со дня регистрации заявления.

Предоставление политического убежища производится Указом Президента Республики Казахстан. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Республике Казахстан, и членам его семьи, достигшим 16-летнего возраста, выдается свидетельство установленного образца. Кроме того, таким лицам немедленно оформляется вид на жительство. По общему правилу, лицо и члены его семьи, которым предоставлено политическое убежище, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан и законодательством о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Казахстан.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище в Республике Казахстан, утрачивает право на политическое убежище в случае:

1)добровольного отказа от политического убежища в Республике Казахстан;

2)приобретения гражданства Республики Казахстан или гражданства другой страны;

3)добровольного возврата в страну своей гражданской принадлежности или выезда на постоянное жительство в третью страну;

4)утраты оснований, установленных Положением.

Кроме того, лицо может быть лишено политического убежища Президентом Республики Казахстан в случаях занятия деятельностью, противоречащей интересам национальной безопасности республики, целям и принципам ООН, либо если лицо совершило умышленное преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор.

Контрольные вопросы.

1.Что понимается под населением в международном праве?

3.Назовите основные способы приобретения гражданства.

4.Охарактеризуйте правовое положение бипатридов и апатридов.

5.Какие Вы знаете режимы иностранцев?

6.Какими актами регулируется статус беженцев?

7.Расскажите о статусе вынужденных переселенцев и трудящихся-мигрантов.

8.Что представляет собой институт политического убежища?

9.Расскажите о порядке предоставления политического убежища в Республике Казахстан.

Литература.

Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. - М., 2003.

Боярс Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. – М., 1986.

Гаврилов В. В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. - Владивосток, 1998.

Галенская Л. Н. Право убежища. Международно-правовые вопросы. – М., 1968.

Ежова О. Е. Национально-правовая имплементация международных норм о статусе иностранцев. – Киев, 1989.

Ибрагимов А. М. Международно-правовое положение беженцев. - Махачкала, 2000.

Кучин М. В. Вопросы гражданства: соотношение договорного и законодательного регулирования в рамках СНГ // Правоведение. 1992. № 5.

Лазарев П. В. Иностранные граждане (правовое положение). – М., 1992.

Лукьянцев Г. Е. Европейские стандарты в области прав человека; теория и практика функционирования Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. - М., 2000.

Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. - М., 2000.

Потапов В. И. Беженцы и международное право. – М., 1986.

Тиунов О. И. Международное гуманитарное право: Учебник. - М., 2000.

Черниченко С. В. Личность и международное право. – М., 1974.

Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. - М., 1997.

Ястребова А. Ю. Институт убежища и статус беженцев в международном праве // Советское государство и право. 1990. № 10.

Актуальные проблемы гражданства. – М., 1995.

Международное право: Учебник // Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. - М., 2000.

Сборник документов по международному праву / Под общ. ред. К. К. Токаева. – Алматы, 1998. Т. 1.

Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства и связанным с ним аспектам. – М., 1996.